610_ellafitzgerald_about

Эту статью я хочу посвятить столетию со дня рождения величайшей вокалистки современности- Элле Фитцджеральд. Я родился и вырос под её замечательную музыку. Я уже писал, что первое, что я услышал из винилового проигрывателя, была “Тётя Элла” и её Мистер Паганини. Мне реально очень жаль, что формат ФБ не позволяет предложить вам к прослушиванию более одной композиции. Это очень не легкий выбор- представить вам “лучшую” композицию Эллы. У нее все композиции были лучшими. Представить вам свою любимую? Тоже нонсенс. Я люблю её альбомами, как говорится. Придется наступить на горло всему 😉 Я, пока еще пишу эти строки, до сих пор не выбрал, представить вам любимую композицию своего отца, познакомившего меня с Эллой или же ту самую “первую” песню… Ну посмотрим, как пойдет. А сейчас… Поехали… 😉

ЗЫ. Я рекомендую вам ставить композиции, обозначенные, как названия частей. Это поможет вам понять атмосферу и мои мысли.

Часть 1.

“Stompin’ At The Savoy”

Элла родилась 25 апреля 1917 года. Можно было бы сказать- сразу после Революции, если бы она жила в России. Но даже живя в США, она стала частью революции. Всемирной. Культурной.

Во время “великой миграции негров” её родители переехали в пригород Нью Йорка, где она пошла в школу и начала заниматься танцами. Танцы. Это была её страсть. Это была её судьба. Если бы не полнейшая бедность семьи, ранний уход родителей и полное отсутствие перспектив.

Прибывая в тяжелейшей депрессии, Элла подрабатывала танцами в публичных местах. Изредка пела. Слышавшие маленькую девочку специалисты отмечали, что её ждет уникальная оперная карьера. Но учиться классическому вокалу было безумно дорого. Для этого нужно было переезжать в центр Нью Йорка. Это было не реально.

Опера с Эллой таки случилась, но это отдельная история. А сейчас она, как я уже вам говорил, зарабатывала танцами на улице. Однажды она видит объявление, ч в Аполло будет конкурс танцоров…

Небольшое отступление от темы, пока вы наслаждаетесь музыкой. Если я когда нибудь решусь поехать в Нью Йорк, то причины будет ровно три. Имя им Аполло, Коттон Клаб и Савой. Это то немногое, что привлекает меня в этой жопе мира. Это три заведения, где родился и вырос Джаз.

…Элла приходит по объявлению на конкурс в Аполло. Жребий выпал так, что её зовут на сцену первой. Ей всего пятнадцать лет и она, естественно, теряется и впадает в ступор от жуткого нервяка. Да любой бы оцепенел. Это вам не шоу Танцы. Это, мать его, Аполло!! Мекка.

Итак, она впадает в ступор и танцевать не может. И в тот момент, когда, ничего не добившись, её уже хотят гнать со сцены, она со страху начинает петь… Она выиграла этот конкурс. Конкурс танцоров первый и единственный раз в жизни был выигран певицей. Второй казус заключается в том, что Аполло не успел её подписать. На выходе со сцены всех опередил агент из клуба Савой. Который и подписал с онемевшей от всего этого Эллой контракт.

Как мы все помним, в Савое в то время доминировал и унижал Оркестр Чика Уэбба (Chick Webb Orchestra). Многие специалисты до сих пор считают его лучшим свинговым оркестром мировой музыки. Оркестру не хватало вокалистки. Они её нашли. Сам Чик нашел свою любовь. Элла нашла себя в Джазе. Казалось бы, жизнь удалась. Но…

Часть 2

“Lullaby Of Birdland”

…но в 1939 Чик скоропостижно умирает, что вводит Эллу в сильнейшую депрессию. Чувства были слишком сильны. Друзья думали, что она никогда не вернется в музыку.

Вернулась.

Однажды в состоянии сильного алкогольного опьянения Элла заходит в клуб. Догнаться. На всеобщее счастье этот клуб назывался Birdland, а доминировали и унижали в нем Чарли Паркер, соппсна, сам Bird и Диззи Гиллеспи.

Увидев такую гостью да еще и в таком состоянии парни тут же развели её на… попеть Боп. 😉

Слов она не знала, Боп не пела никогда. Но алкоголь и талант родили Скэт- вокальную импровизацию без слов. Звукоподражание голосом музыкальным инструментам. Публика была в экстазе. Эллу ангажировали на месяц вперед. А у Диззи начался роман. Роман с Первой Лейди Джаза.

Длился роман недолго. Эллу уверенно отбил Великий контрабасист Рэй Браун. Это произошло в 1947 на гастролях квинтета Диззи. Это всё закончилось шестилетним браком, считающимся у Эллы единственным, если не считать фиктивный брак с драгдилером Бенни Корнеги.

Кстати, изучая историю Музыки, я регулярно натыкаюсь на следующую фразу тогдашних чернокожих звезд: “Сегрегация сделала много добра. Мы были очень разочарованы её отменой. Именно сегрегация создала Джаз. Мы, живя все в Гарлеме, творили такие джемы, которые в нынешние времена даже близко не повторить.”

Так началась эра вокального Би-бопа. А Элла стала иконой джазового вокала.

Часть 3

“Dream A Little Dream Of Me”

Когда Элла родилась, Армстронгу было 17. Или больше. Никто не знает его точный день и год рождения. Элла услышала его в 5 лет. Влюбилась в голос и манеру. Да и Луи был тогда уже Суперзвездой. Недостижимой суперзвездой.

После войны получилось так, что гастролей было мало и ездили все в одни и те же “денежные” места. Во время одной из таких поездок Элла встречается со своим кумиром Луи Армстронгом, но а Луи, как оказалось, встречает своего Кумира- Эллу!! Он к тому моменту, будучи великим и ужасным, восхищался её голосом и карьерой, но боялся, что она не захочет с ним петь. На выходе получился величайший дуэт современной музыки Отец Джаза и Первая Леди Джаза записывали альбомы один за другим. Это было золотое время Джаза. Пик популярности Эллы.

Её разрывали все. Гершвин тащил её в оперу. Туда они отправились вместе с Армстронгом. До сих пор их версия Порги И Бесс считается лучшим исполнением. Именно так её задумал автор. А они исполнили в своей уникальной манере.

Часть 4

“Mack The Knife”

Курт Вейл очень хотел, чтобы Элла спела его Трехгрошовую Оперу, написанную на слова Бертольда Брехта. Элла отшучивалась и настаивала на том, что она не является оперной дивой.

Однажды у Эллы был тур по Германии. Шесть городов за шесть дней. Начинала она и заканчивала в Берлине. В последний день гастролей она решила потролить Армстронга, который уже пел Мэкки Ножа вовсю, но не брался петь всю оперу. Она решила сделать кавер на кавер и исполнить пародию на исполнение Луи. И вот гаснет свет. Вступает оркестр. Элла начинает петь.

Надо добавить, что этот концерт писался и должен был стать полноценным концертным альбомом Эллы.

В середине песни Элла понимает, что забыла слова. Скорость её музыкальной реакции отмечали все. За доли секунды она придумала свои слова. Полностью новые. И исполнила лучшую на все времена версию этой композиции. До сих пор многие уверены, что слова в этой песне именно такие, как пела Элла в Берлине!

Часть 5

“Ill Wind”

Помните прекрасный фильм Клуб Коттон? Коппола в этом фильме даёт нам понять, что Джаз был элементом эпохи. Под него рождались, жили, воевали, убивали, рожали детей и умирали.

Мы уже семьдесят лет живем под музыку Эллы и будем рады слушать её еще тысячу лет.

Я умышленно не пишу про её последние годы, ибо это не столь важно. Важно то наследие, которое она оставила. Важен тот вклад, который она сделала в Музыку. Важно то, что годы идут, а она остается Первой Леди Джаза.

Слушайте Музыку

Ваш Тро

https://itunes.apple.com/ru/playlist/ellas-100/

Добавить комментарий